Трое в лодке, не считая собаки

Янина Данильченко

dog

Знаете ли вы, почему семейные психологи, составляя геносоциограмму клиенту, иногда отмечают на ней его домашних животных?

Геносоциограмма – это такое схематическое семейное древо, позволяющее отобразить историю семьи и взаимоотношения между родственниками, а также характер межпоколенческих связей. Ее составляют для того, чтобы получить полную картину взаимодействия между представителями разных поколений рода, чтобы выделить особенности общения, характеристики межличностных и внутрисемейных границ, обнаружить семейные сценарии.

Интерес системных психологов к взаимоотношениям людей и животных, живущих рядом, не случаен. Всем известно, что домашние любимцы оказывают заметное влияние на жизнь семьи. Обслуживая потребности людей, они выполняют определенные роли – компаньона, друга, живой игрушки, няньки и даже главы семьи.

Ну, насчет главы семьи – это я шучу, конечно. Однако когда-то я встречала книгу (названия не помню), где одна писательница рассказывала о своей любимой овчарке. Когда писательница тяжело заболела туберкулезом, ее овчарка оказалась единственным «членом семьи», зарабатывающим деньги. Ее пес «трудился» в цирке, а еще снимался в кино, за что писательница получала вознаграждение. Поэтому она и называла пса главой своей маленькой семьи.

По словам системного семейного психолога Анны Варги, домашние животные принимают самое живое участие во внутрисемейных психосоциальных процессах. Мало того, системные психологи пришли к выводу, что чаще всего животное появляется в семье именно тогда, когда она проходит через нормативные психологические кризисы.

В зависимости от процессов в семье, питомец может принимать на себя роли триангулированного члена семьи, замещающего элемента системы, и даже агента сепарации.

Как пес может выступить агентом сепарации? Когда ребенок подрастает, ему нередко покупают собаку. Получив пса, ребенок обретает право заботиться о животном и выгуливать его. Данные занятия повышают, с одной стороны, статус ребенка в семье (он становится тем, кто несет ответственность и опекает, а статус несмышленыша получает пес).

С другой стороны – ребенок получает возможность проводить определенное время с псом вне родительской семьи, без контроля недремлющего родительского ока. Эмоциональное отделение от родителей у такого ребенка идет легче. Анна Варга говорит о наблюдениях, свидетельствующих о том, что собака как агент сепарации может влиять на уменьшение конфликтных ситуаций с подростком. Его сепарация с семьей при наличии собаки, о которой он заботится,  идет легче.

Что касается животного, которого семья вовлекает в триангуляцию – это ситуация, когда животное в глазах одного партнера обладает ценностью, эквивалентной статусу другого партнера, оттесняя его на периферию семейных отношений.

Я знаю семью, в которой муж уделял своему коту массу времени и внимания, и, по словам жены, общался он с котом куда больше, чем с нею и с детьми. Кот и вел себя соответственно – как главный в семье.

С ролью замещающего члена семьи все более-менее ясно. Например, домашних питомцев часто заводят одинокие люди, эмоционально замещая отношения, в которых они нуждаются.

Системные психологи также говорят о том, что далеко не всегда заводить домашних питомцев – бесспорное благо для семьи, особенно, если это происходит в момент семейного кризиса. Лучше, если животное обретет хозяев в тот момент, когда кризис позади, и когда люди наладили отношения между собой, или создали новые, в которых они нуждались.

 

132 просмотров

Оставить коментарий

You must be logged in to post a comment.