Негативные родительские послания: влияние на жизненный сценарий

Янина Данильченко

parental messages

Кроме любви и поддержки, мы получаем в наследство из родительской семьи определенные психологические установки в виде посланий и запретов. К сожалению, далеко не всегда  эти послания  конструктивны, и бывает, что их влияние их на свою жизнь не сразу-то и отследишь. Иногда это влияние проявляется  через особенности поведения, характера и состояния тех наших жизненных сфер,  где мы сами себе ставим жирные «минусы».

 «Вы говорите, что очень  любили танцевать в детстве, так почему же толком не учились танцам?» —  спрашиваю я клиентку. И оказывается, что ребенком она слышала: «куда тебе танцевать, ты ж как деревянная!», «ты не подходишь  для танцев», «лучше математику учи, ты склонна к полноте, в артистки таких не берут». Иными словами, родители говорили – не делай, не будь артисткой! Ей 40, но она говорит, что до сих пор ей иногда снится, как она танцует на большой сцене перед зрителями.

Бывает, что дети слышат кое-что и похуже: «все дети как дети, а у нас горе», «всего ты боишься, ну ты и трус!», «ты у нас слабый, больной, никакого футбола, я тебе сказала»,  «хулиган, тюрьма по тебе плачет», «вырастешь – станешь пьяницей, как отец»…

Природу негативных родительских посланий вполне можно изучать эмпирическим путем – просто  выбрать момент и посидеть вечерком на лавочке у подъезда многоквартирного дома.

Вот идет бабушка, раздраженно тащит за руку рыдающую внучку: «И откуда ты взялась такая на нашу голову?! В нашем роду таких вредных отродясь не было! Ты расстроила маму, довела ее, теперь у нее плохо с сердцем!» (родительское послание «не живи»).

«Артем!» — кричит женщина шестилетнему мальчишке из окна.  — «Ты же видишь, что Тоня плачет! Почему ты ничего не делаешь, как тебе не стыдно, ты же взрослый!» (запрет «не будь ребенком»).

 «Не высовывайся, я тебе говорил» — отчитывает сердитый отец уныло плетущегося за ним школьника.  — «Что, самый умный выискался? Ну, давай, собирай теперь у нас всех этих лодырей, делай проект, но увидишь – никто тебе толком  не поможет, придется делать все самому!» (родительская директива «не проявляйся»).

Американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинги определили основные кластеры негативных родительских директив:

  • не живи или не будь («детдом по тебе плачет!» «сдам в полицию», «лучше бы аборт сделала», «не ребенок, а наказание»);
  • не делай («не надо, я сама», «куда ты полез?», «у тебя не выйдет», «брось это дело», «не путайся под ногами», «не хватало, чтобы ты еще в балете танцевал», «писатель – это не профессия»);
  • не чувствуй («чего ревешь – не больно же!», «не выдумывай, ничего не страшно», «не симулируй»);
  • не сближайся или не доверяй («лучшие друзья – родители», «ты от него разной гадости наберешься», «нашел, с кем связаться!»);
  • не будь значимым, не проявляйся («тише едешь – дальше будешь», «самая умная выискалась»,  «да кто ты такой вообще!»,  «ты себя в зеркало видел?» «ты это не потянешь»);
  • не будь ребенком («фу, как не стыдно реветь, взрослый уже!», «ты старше – ты и виноват»);
  • не будь взрослым («ты несамостоятельная, ты без нас пропадешь!»);
  • не будь успешным («деньги счастья не приносят», «это мещанство», «будь как все», «будь проще»);
  • не будь собой («бездельница – целыми днями куклам одежду мастерит!», «брось это программирование, ты же девочка!», «в армии из тебя эту дурь выбьют», «у других матерей помощницы растут, а моя лентяйка на диване книжки читает»);
  • не думай или не будь умным («в нашей семье институтов не заканчивали», «держи рот на замке», «не умничай»);
  • не принадлежи («в семье не без урода», «в кого ты только такой уродился», «пойду в детдом, обменяю тебя на другого, хорошего»);
  • не будь здоровым или не чувствуй себя хорошо («тебя ветром сдует», «ты больной – лучше посиди в тепле», «не смейся – а то потом плакать будешь»).

И это далеко не весь перечень. На самом деле разнообразных запретов и установок, которые родители транслируют детям, великое множество. Они крепко укореняются в детской психике, прорастая в особенностях характера и поведения.  Таким образом, программа родительского запрета или послания способна повлиять на жизненный путь ребенка.

Родители зачастую недооценивают влияние своих слов, сказанных в момент раздражения, на психику малыша. Ребенок не обладает ни развитым критическим мышлением, ни житейским опытом, чтобы не принимать эти слова самых родных и близких людей  всерьез. Он искренне верит! И принимает все сказанное как истину. Поэтому негативное родительское послание – это ментальный вирус, способный встраиваться  в жизненный сценарий человека.

Не стоит думать, что родители непременно желали зла в тот момент, когда говорили подобные фразы своему ребенку. Отнюдь! Очень часто такие слова говорились  хотя и в сердцах, но из так называемых «благих намерений»:  чтоб не вырос зазнайкой, чтобы не был лодырем, чтобы «протягивал ножки по одежке», был удобным, выбрал правильный путь, не причинял лишних хлопот…  Только вот какая дорога выстлана этими благими намерениями – об этом нам гласит одна известная пословица.

С усвоенными негативными родительскими установками – с их выявлением, рассмотрением их влияния на жизненный сценарий и нейтрализацией – можно и нужно работать! И менять свою жизнь к лучшему.  И не только свою – но и жизнь всей своей семейной системы, ведь душевное благополучие одного члена семьи неизбежно влияет на повышение качества жизни остальных.

187 просмотров

Оставить коментарий

You must be logged in to post a comment.