Эрих Фромм

Янина Данильченко

Fromm

Эрих Фромм (1900-1980) — выдающийся немецко-американский психолог, философ, социолог и писатель. Философская мысль Э. Фромма, воплощенная в его многочисленных произведениях, таких как «Анатомия человеческой деструктивности», «Быть или иметь», «Бегство от свободы», «Искусство любви» те др. стала импульсом к развитию гуманистического мышления в ХХ веке.

janemore

Родился Фромм в еврейской семье в г. Франкфурте (Германия). Когда ему исполнилось 14 лет, в Европе началась первая мировая война. Фромм был глубоко поражен человеческой иррациональностью и разрушительными людскими наклонностями, какие ему приходилось наблюдать.

В 1922 году Фромм получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете, где он, кроме философии, изучал психологию и социологию. После этого изучал психоанализ в Мюнхенском университете и Берлинском Институте психоанализа (1923-1924). После учебы несколько лет имел практику психоаналитика, причем медицинского образования он не получал,  как было принято в среде психоаналитиков, а был сугубо гуманитарием.

На формирование его мировоззрения огромнейший влияние имели труды Фрейда и Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.

С 1929 года по 1933 год Фромм работал во Франкфуртском институте социальных исследований (известного как Франкфуртская школа). Там он руководил отделом социальной психологии, который осуществил социологический анализ неосознаваемых мотивов поведения в малых и больших группах в среде немецких рабочих и интеллигенции. Накануне прихода фашистов к власти, эти исследования выявили готовность немецкого общества к повиновению диктаторскому режиму. Фромм пришел к выводу, что народные массы не только не окажут сопротивления нарождающемуся фашизму, но и своими руками приведут его к власти. Объяснение этому «иррациональному» явлению Фромм видел в механизме «бегства от свободы», когда измученные национальным унижением, безработицей, инфляцией народные массы охотно отказываются от привилегий, даваемых свободой, и с готовностью жертвуют ими в обмен на «порядок» и гарантированную миску баланды.

Приход Гитлера к власти воспринимался в Германии как наведение порядка и поэтому приветствовался населением. Фромм сделал вывод о том, что ответственность за свою судьбу, связанная с личной свободой, — невыносимая ноша для большинства, поэтому народ готов расстаться со свободой.

В 1933, после установления фашистской власти, Фромм рядом с другими работниками Франкфуртской школы эмигрировал в США и работал в различных учреждениях как психоаналитик. В 1941 году вышла его первая книга «Бегство от свободы», которая принесла ему признание. В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии У.А. Уайта. Вел преподавательскую деятельность, занимался научными разработками. С 1946 года занимался научной деятельностью в Вашингтонском институте психологии, психиатрии и психоанализа. С 1951 года по 1969 год возглавляет Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико.  Параллельно с этим пишет свои выдающиеся произведения, где он излагает свою концепцию личности сквозь призму гуманистического мировоззрения. С 1976 года жил в Швейцарии, где и умер в 1980 году.

Фромм создал так называемый гуманистический психоанализ — целостное философско-психологическое учение и мировоззренческую систему, дающую ответы на многие из тех вопросов, которые поставил перед человеком XX век. «В прошлом опасность была в том, что люди становились рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами».

Его труды в основном посвящены философским, этическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования. Произведения Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала.

Цитаты

  • Если человек может жить не принуждённо, не автоматически, а спонтанно, то он осознаёт себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл — сама жизнь.
  • Любовь — это единственный разумный и удовлетворительный ответ на вопрос о смысле человеческого существования.
  • Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.
  • Любовь это акт веры, и кто имеет мало веры, тот имеет и мало любви.
  • Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.
  • Едва ли существует какая-то деятельность, какое-то занятие, которое начиналось бы с таких огромных надежд и ожиданий и которое терпело бы крах с такой неизменностью, как любовью.
  • Мазохистская зависимость одного человека от другого часто маскируется в сознании как «любовь».
  • Я никогда ни в чем не достигну хороших результатов, если не буду исполнять свое дело дисциплинированно; если я делаю что-то, только когда я «в настроении», это может быть приятным или забавным хобби, но я никогда не стану мастером в этом искусстве.
  • Отношение к другим и отношение к себе самому не бывают противоположны.
  • Ни один реальный человек не может оправдать сказочных ожиданий.
  • Эгоизм — симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя.
  • Я верю в свободу, в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто пытается помешать ему быть собой.
  • Желание жить врождено каждому организму, и человек не может не хотеть жить, независимо от того, что ему нравится думать об этом.
  • Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.
  • Болезнь — в сущности не что иное, как желание того, чего не стоило бы желать.
  • Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.
  • Чтобы понизить общий уровень тупости, нам нужен не рост «интеллекта», а иной тип характера: независимые, предприимчивые люди, влюбленные в жизнь.
11 просмотров

Оставить коментарий

You must be logged in to post a comment.