Депрессивная мать и ее ребенок

Янина Данильченко

mother

Всем нам уже хорошо известно о том, насколько сложным, изнурительным заболеванием является депрессия, которая признана одним из самых распространенных расстройств психического здоровья в мире. Депрессия действует угнетающе на психофизиологическое состояние человека, при этом страдает от нее как он сам, так и его близкие.

Отдельного внимания заслуживает тема детско-родительских отношений, где депрессией страдает мать. Что происходит с детьми, мать которых больна, как ее депрессия влияет на их развитие и формирование личности?

Влияние депрессии на развитие плода

Следует помнить, что депрессия во время беременности – это не просто сниженное настроение, а стойкое состояние тревоги и пессимизма. Есть исследования, согласно которым последующее развитие ребенка напрямую зависит от психического состояния его матери. В 2004 г. в журнале Pediatrics and Child Health были опубликованы данные исследований, согласно которым депрессия во время беременности ухудшает питание плода, повышает вероятность выкидыша и преждевременных родов. Материнская депрессия в пренатальном периоде также повышает риск развития у ребенка в будущем поведенческих, эмоциональных, когнитивных проблем.

Младенческий возраст

Для младенца мать – это своеобразное «зеркало», в котором он как бы ловит свое отражение, познавая себя. Вглядываясь в материнское лицо, ощущая тепло, любовь, ласку и заботу, ребенок формирует базовое доверие к миру. Депрессивная мать не в состоянии организовать ребенку необходимой ему «обратной связи». У нее нет психических сил на проявления любви, она ухаживает за ним автоматически. Это не значит, что она равнодушна к ребенку, нет, просто поддерживать живую эмоциональную связь с малышом из-за болезни она не в состоянии.

Такая мать либо слабо реагирует на ребенка, либо относится к нему отчужденно. Ребенок, при отсутствии необходимой ему эмоциональной связи с матерью, становится либо вялым, апатичным, либо гипервозбудимым, орущим, требовательным. Такие дети растут с ощущением ненужности, нелюбви, покинутости. Они тревожны, т.к. мир не кажется им безопасным местом, и у них хуже реакция на улыбку.

Дошкольный возраст

Депрессивные матери лишены психологического ресурса, чтобы адекватно реагировать на трудности, связанные с воспитанием ребенка. Они любят его, однако материнство для них скорее бремя, чем радость. Такие матери не могут установить границы в воспитании для своего ребенка, вследствие чего уровень его тревожности стабильно повышен. Взаимоотношения с депрессивной матерью способны порождать сложности в развитии высших психических функций у малыша, в его адаптации к социуму, взаимоотношениях со сверстниками и миром в целом.

Эмоциональный базис, заложенный в детстве, становится стержнем личностной структуры человека. Мэри Эйнсворт в своих исследованиях пришла к выводу о влиянии качества отношений ребенка с матерью на его интеллектуальное развитие и взаимоотношения с другими людьми. Если эмоциональная депривация в детстве была слишком серьезной, нормальная привязанность была прервана или искажена, в будущем это влечет существенные нарушения функционирования личности, в том числе и депрессивные состояния у самого выросшего ребенка.

Нэнси Мак-Вильямс пишет: «Дети переживают глубокое беспокойство в связи с депрессией родителей. Они чувствуют вину за естественные для их возраста требования и приходят к убеждению, что их потребности изнуряют и истощают других. Чем раньше дети начинают переживать зависимость от кого-либо, пребывающего в глубокой депрессии, тем больше их эмоциональные лишения».

То есть, ребенок начинает искать причины маминого сниженного настроения в себе, склоняясь к самообвинению.

Школьный возраст

При достижении школьного возраста проблемы ребенка депрессивной матери усугубляются. Мать раздражена, либо отстранена и безразлична, и при наличии слабой роли отца в семье ребенок оказывается беззащитным перед навалившимися на него сложностями и требованиями. Возможен различный спектр реакций школьника – от гиперактивности до появления дистимического состояния. Ощущения недолюбленности, тревожности и мнительности влияет на формирование низкой самооценки. Также могут появиться проблемы со здоровьем, обучением и дисциплиной. На фоне всего ребенок может думать, что является причиной страданий матери, чувствует ответственность за ее самочувствие и настроение.

Подростковый возраст

Подростковый возраст – время дебюта многих психических заболеваний, в том числе и депрессии (а мы знаем, что склонность к депрессии циркулирует в семейных системах). Подростки, чья мать депрессивна, склонны иметь больше поведенческих проблем. Депрессия у матери, проблемы в семье способны провоцировать возникновение суицидальных наклонностей у подростка.

В семьях, где мать депрессивна, возможна парентификация (обмен ролей между родителем и взрослеющим ребенком), когда мать «удочеряется» к своим детям, лишая их психического ресурса для адекватной сепарации от родительской семьи в будущем. Повзрослев, им сложно создавать свои собственные семьи, и они чувствуют себя ответственными за мать.

В качестве вывода скажу, что своевременное лечение депрессии – это не только залог хорошего психоэмоционального самочувствия матери, но и здоровья ее ребенка – психического и физического. Ребенок полностью зависим от своих родителей, особенно в первые годы жизни, и качество его жизни в семье напрямую влияет на то, как он будет развиваться.

101 просмотров

Оставить коментарий

You must be logged in to post a comment.