Когнитивные искажения и их влияние на внутрисемейную коммуникацию

Янина Данильченко

Kognitive

Когнитивные искажения – это систематические ошибки в человеческом мышлении, ментальные ловушки, которые мешают мыслить рационально. Когнитивные искажения возникают под влиянием стереотипов и укорененных убеждений, когда факты оцениваются поверхностно и не анализируются должным образом.

Мне, как семейному психологу, показалось любопытным рассмотреть, как отдельные когнитивные искажения могут влиять на внутрисемейную коммуникацию.

Когнитивных искажений великое множество (более 170), поэтому я остановлюсь лишь на отдельных из них – тех, которые,  с моей точки зрения, способных отражаться на взаимодействии между членами семьи.

Начну с самого распространенного, «популярного» искажения, которое в психологии именуют не иначе, как верой в справедливый мир.

Вера в справедливый мир — убеждение, в основе которого лежит уверенность, что мир устроен справедливо, и каждый получает в нем то, что заслуживает.  Люди хотят верить в то, что мир, в котором они живут, справедлив — это уменьшает их экзистенциальную тревогу.

Феномен был описан социальным психологом Мелвином Лернером, который неоднократно становился свидетелем сцен, когда сторонние наблюдатели обвиняли жертв в их страданиях.

Если рассматривать данное искажение в контексте семейных отношений, то его следствием является  всем известная ситуация, когда в своих бедах обвиняется член семьи, переживающий какую-то  неудачу или серию неудач, иными словами — когда жертва «сама виновата».

Например, это тот же феномен «козла отпущения», о котором я уже писала раннее — когда семья  обвиняет  во всех своих проблемах одного члена семьи, избегая задумываться о собственном вкладе.

Это также коммуникация  между родителем и ребенком, когда на малыша возлагается полная ответственность за его поступки и промахи: «Тебя побили? Сам виноват, надо было сдачи дать!»; «У тебя украли игрушку?  Так тебе и надо, не стоило  зевать, следи за своими вещами!»

Это ситуация, когда муж, который избил жену, утверждает, что «она сама его довела»,  а следовательно – заслужила наказания.

Это случаи, когда при разводе вся ответственность за неудачные взаимоотношения возлагается на одну сторону.

При вере в справедливый мир человек пользуется оценочными суждениями, в то время как потребность разобраться в мотивах поведения другого человека или внимательно рассмотреть причины происходящего  у него отсутствует.

Иллюзия контроля — когнитивное искажение, когда люди верят в то, что могут контролировать ситуацию, которая от них объективно не зависит.

Иллюзия контроля во внутрисемейных отношениях может проявляться следующим образом. Например, это тенденция членов родительской семьи вмешиваться в дела семьи молодой — сына или дочери. Это звонки каждый день и требование отчета, это непрошенные советы и рекомендации, которые способны, с точки зрения старых родителей,  улучшить положение дел в семье молодых.

Иллюзия контроля происходящего  в ней дает представителям старшего поколения надежду на то, что события будут развиваться желаемым  для них образом.

Следующее когнитивное искажение, которое я хотела бы рассмотреть во внутрисемейном контексте — это недооценка бездействия.  Проявляется данное искажение в ситуациях,  когда вред, причиняемый бездействием в отношении той или иной ситуации кажется меньшим, нежели когда ситуация разрешается под влиянием предпринятого действия.

Например, проявляться данное когнитивное искажение может в случаях, если в семье есть больной человек, которому требуется лечение, весьма болезненное или имеющее возможность побочного эффекта. Бывает так, что родные отказываются лечить больного родственника, дабы не «мучить человека», вследствие чего его состояние намного ухудшается.

Разрыв эмпатии – когнитивное искажение, когда человек недооценивает влияние висцеральных (телесных) факторов на свое поведение.  Например, молодая мама может срываться в истерики, постоянно ссориться с родными, и не отдавать себе отчета в том, что на ее состояние влияет постоянный недосып, стресс и нерегулярное питание. Сама она может искать рациональное объяснение своему поведению – например, рассматривать свою реакцию как ответ на нечуткость окружающих.

Очень интересным когнитивным искажением в мышлении человека является «проклятие знания». Оно состоит в том, что более информированному человеку сложно поверить в отсутствие подобного знания у остальных. Человек, наделенный знаниями, может не знать, как поведет себя другой, у которого эти знания отсутствуют.

Родители часто строят предположения о возможном поведении своего ребенка исходя из собственного опыта, и очень удивляются, когда события, в которые вовлечен ребенок, поворачиваются неожиданным для них образом.

Например, родители могут недооценить силу доверчивости дошкольника, который способен уйти с детской площадки с незнакомым дядей, который пообещал показать ему щенка. Им может казаться, что он способен  предположить у незнакомца  наличие худого замысла.

В ряды когнитивных искажений кое-кто записывает и самосбывающееся пророчество — предсказание, которое способно влиять на поведение того, кому оно адресовано, вследствие чего оказывается верным.

Нередко бывает так, что родители и учителя, верящие в ребенка с ограниченными возможностями, добиваются ошеломительных результатов в его развитии, учебе и воспитании. Главный посыл — «у тебя все  непременно получится!»

К сожалению, диаметрально противоположный посыл — «вырастешь и сядешь в тюрьму», «ничего ты не добьешься», «это не для тебя, ты не лидер»  и т.п. тоже работает не менее эффективно.

Бороться с когнитивными искажениями возможно – с помощью развития навыков критического мышления, которое предполагает способность рассуждать,  анализировать, задавать уточняющие вопросы. Критическое мышление предполагает открытость новому опыту, знаниям; уважение к чужим точкам зрения, а также готовность к пересмотру полученной информации, а не пассивному ее потреблению.

64 просмотров

Оставить коментарий

You must be logged in to post a comment.