Как мы строим отношения: типы привязанности

Янина Данильченко

singurВсем известно, что отношения в паре складываются не только благодаря любви между партнёрами. Есть еще один фактор, во многом влияющий на то, насколько крепкой и надёжной будет эта взаимосвязь: привязанность.

Привязанность – это вовсе не синоним привычки, а нечто гораздо большее. Это целый спектр чувств, который мы испытываем по отношению к близкому человеку: это то, что делает его важным для нас.

Авторами теории привязанности были английские психиатры Джон Боулби и Мэри Эйнсворт, исследующие этот феномен в рамках детско-родительских отношений. Они установили, что тип привязанности, который устанавливается младенцем в отношении матери (или другой близкой значимой фигуры) во многом обуславливает то, как в будущем человек будет выстраивать свои отношения с другими значимыми людьми, которые будут появляться в его жизни.

В 1980-х годах прошлого века исследователями Хайзан и Шейвер было установлено, что теория привязанности также применима для описания того, как каждый из нас строит партнерские отношения со значимыми людьми.

Согласно теории привязанности, существует 4 ее типа:

Надежная, или безопасная привязанность (позитивное восприятие себя и окружающих)

Тип надежной привязанности формируется у ребенка, который уверен в том, что его мама или другой взрослый, который о нем заботится, всегда будут рядом, когда в том возникнет необходимость. Они целиком и полностью уверены в любви и поддержке со стороны такого взрослого. Такие дети ощущают, что мир – безопасен, и все свои силы тратят на то, чтобы изучать его с любопытством.

Взрослый человек с надежным типом привязанности уверен в надежности своего партнера, он целиком доверяет ему. Такой человек строит с партнером здоровые взаимоотношения, не избегая чувств, открыто проявляет свою любовь, не боясь возникновения взаимной зависимости, которая неизбежна в близких отношениях.

 Тревожный тип привязанности (негативное восприятие себя и позитивное – других)

Тревожный тип привязанности формируется у ребенка, которого воспитывает непредсказуемый взрослый: то он с ним нежен, то холоден, то и вовсе безразличен. Таких детей часто оставляли в одиночестве, не реагируя на их потребность быть рядом со взрослым. Дети с тревожным типом привязанности очень остро реагируют на разлуку. Когда взрослый возвращается, ребенок не выглядит радостным: не чувствуя себя в безопасности, он ощущает злость на того, кто вернулся.

Взрослые люди, у которых сформировался тревожный тип привязанности, ощущают острую необходимость эмоциональной близости со значимым человеком. Этой эмоциональной близости ему всегда мало: он нею полностью никогда не насыщается. Отсюда – недоверие, тревога, неуверенность, ревность в отношениях с партнёром. Он слишком сильно нуждается в подтверждении взаимности, некомфортно чувствует себя в одиночестве.

Избегающе-отвергающая привязанность (положительное восприятие себя и негативное – других)

Такой тип привязанности формируется под влиянием детско-родительских отношений, где ребенок ощущает эмоциональную холодность матери, которая весьма скупа на внешние проявления любви. Дети с избегающе-отвергающим типом привязанности демонстрируют внешнее безразличие к факту отсутствия матери в той или иной ситуации: они не плачут, не зовут ее, не томятся в ожидании ее появления. Такие дети имеют сдержанно-отстраненную позицию «я сам по себе». Тем не менее, эта внешне независимая позиция – всего лишь способ справиться с тревогой и болью отвержения.

Вырастая, такой человек кажется уверенным, независимым человеком, который может быть излишне критичен, сух и безразличен во взаимодействии с самыми близкими людьми. Он жаждет свободы и ощущает себя связанным по рукам и ногам в отношениях с партнером.

Люди с избегающе-отвергающим типом привязанности боятся ответственности и опасаются привязываться к другим людям и эмоционально раскрываться перед ними. Ведь раскрыться – это продемонстрировать свою уязвимость, а страх отвержения у них настолько всепоглощающий, что допустить этого никак нельзя.

 Тревожно-избегающий (дезорганизованный) тип привязанности (негативное восприятие себя и других)

Такой тип привязанности формируется у детей в семьях с авторитарным стилем воспитания, и там, где взрослые жестоки и бесчувственны по отношению к своим детям, в асоциальных семьях. Дети с дезорганизованным типом привязанности вынуждены терпеть амбивалентность в отношении значимого взрослого: с одной стороны, они не могут не любить своих родителей, с другой стороны – они испытывают сложные чувства к ним за причиняемую боль и жестокость. Также этот тип привязанности формируется у детей, пострадавших от сексуального насилия.

Взрослый человек с дезорганизованным типом привязанности не считает себя достойным любви и принятия, однако испытывает в них острую нужду, имея громадный дефицит, корни которого уходят в детство. Может быть ревнивым, плохо переносить разлуку. При этом – он не доверяет окружающим, боится стабильных отношений, нормальной привязанности, избегает их, хотя чувствует огромную в них потребность. Своих партнёров такие люди оценивают в негативном свете, при этом имеют крайне низкую самооценку.

Самые гармоничные и стабильные отношения с другими людьми выстраивают люди с надежным типом привязанности. Они демонстрируют самое зрелое, взрослое отношение к окружающим. Однако не стоит отчаиваться, если вы обнаружили у себя другой тип привязанности – это не приговор. В результате работы с психологом над своими детскими травмами, над отношениями с близкими людьми можно продвинуться в сторону формирования безопасного типа привязанности.

75 просмотров

Оставить коментарий

You must be logged in to post a comment.